Сб. Окт 16th, 2021

«Я принадлежу к числу людей, которые думают, что наука – это великая красота. Ученый у себя в лаборатории не просто техник: это ребенок лицом к лицу с явлениями природы, действующими на него как волшебная сказка. Мы не должны допускать, чтобы люди думали, будто прогресс науки сводится к механизмам, машинам, передачам сил, хотя и в них есть своя красота… Не думаю я так же, что дух смелой предприимчивости рискует исчезнуть из нашего мира. Если я вижу в окружающем меня нечто жизненное, то это как раз дух смелой предприимчивости, по-видимому, неискоренимый и родственный любознательности».
Мария Склодовская Кюри

Наука и научное исследование – слова, которые мы воспринимаем обычно как нечто отстраненное, и к нашей обыденной жизни прямого отношения не имеющее. Однако мы все пользуемся благами цивилизации сегодняшнего дня, и никто уже не вспоминает, что современные смартфоны и компьютеры обязаны своим появлением учёным, проводившим расчёты для работы над ядерным проектом. Спутниковая навигация, спутниковое телевидение – наследие и продолжение эпохи космонавтики. Электричество, радио, без которого уже немыслимо современное существование – результат деятельности великих учёных конца 19-го, начало 20-го века.

Что же такое Наука, и кто такие Учёные? Что такое Исследование?

Исследование – слово знакомое нам с детства. Ребёнок познает мир, едва открыв глаза, и впитывает этот мир, как губка. Человеческое самосознание так устроено, что оно не может существовать в неопределённом мире. Наделённый с рождения разумом, сознанием и способностью к абстрактному мышлению, Человек не может обойти стороной познание окружающего его мира. Собственно любая цивилизации и начинается с познавательной деятельности Человека, его естественной потребности идентифицировать окружающий мир и найти в нём своё место.

Исследование в общем смысле – это акт вскрытия и синтезирования новых смыслов в субъекте исследования, по результатам изучения объекта исследования. И действительно, исследование как таковое не изменяет параметры окружающего нас мира.

Исследование меняет нас самих. Материя окружающей нас природы практически неизменна во времени. Странно ставить под сомнение, что во времена Исаака Ньютона строение атомов или света было отлично от современного. Человек, живя в уже наполненном сутью и смыслами мире, не преображает саму материю мира, он преображает, прежде всего, себя, развивая и возвышая себя, относительно себя же прежнего.

Из такого вывода следует очевидный, но почему-то «замалчиваемый» факт. Человек всегда и везде изучает окружающий мир, а результатом его изучения всегда становится рост самого Человека. И это вовсе нетрудно доказать. Мы видим разницу между первым паровозом братьев Черепановых и баллистической ракетой… Между ними не только временная пропасть, но и огромный рывок человеческого сознания, вершины абстрактного мышления. Но самое главное, что между этими двумя явлениями нашей истории – два родственных, но совершенно разных Человека.

Здесь уместно вспомнить Антропный принцип, который в общем смысле говорит о том, что Вселенная созидает нас. Различные специалисты могут объявить эту фразу метафизичной и не отражающей действительность, однако надо признать очевидный факт нашего существования. Только такое сочетание закономерности фундаментальных частиц и взаимодействий, рожденных в нашей вселенной, в результате смогло родить тот мир, в котором мы живём. И вершиной этого мира являемся мы. Потому что это – наш мир и наш антропный принцип. Удивительным будет то, что в соответствии с этим антропным принципом, если мы убираем Человека как цель Созидания вселенной, для нас Вселенная и все её законы перестанут быть. Для такой позиции наблюдателя вселенная прекратит своё существование…

Эпоха великих открытий, начавшихся на рубеже 19 – 20 века, началась как эпоха преодоления старых научных парадигм жизни. Когда Исаак Ньютон обобщал свои законы механики, он так же изучал законы оптики и первым начал изучать закономерности преломления света. Именно он впервые тогда ввёл в научное осмысление объективное и субъективное (чувственное) восприятие мира. И тогда же столкнулся с новым видом материи и взаимодействий, которые объяснить не смог. И только спустя значительное время, уже на рубеже 19 – 20 века была создана Квантовая, Ядерная физика, Космология, Физика фундаментальных частиц. Но как же она создавалась…

Сейчас мы вполне просто воспринимаем эти слова. Ядерные реакторы, космические лучи, Адронные коллайдеры – слова, которые вертятся вокруг нас почти каждый день, и уже совсем не удивляют.

Но как они были рождены? Что прожили те люди, которые создали это всё? Как вообще, могли родиться эти явления в человеческих умах?

К 20-му веку произошел Научный диалектический переход Количества Исследований в качество, и всё мировое научное сообщество столкнулось с новой, доселе неизвестной формой объективной реальности. Ядерной физикой, квантовой механикой. Естественная исследовательская потребность Человека требовала изучения этого нового вида материи и новых взаимодействий, а изучать оказалось нечем… Не было ни инструментов для изучения, ни достаточных знаний. Более того, устоявшаяся научная парадигма механики Ньютона – перестала работать в новооткрытых явлениях. И тут, именно тут происходит самое интересное.

Чрезвычайно болезненно для научной общественности давались эти открытия. Применение классической теории не отвечало новому виду материи, открывшемуся учёным. Вот что говорили сами ученые по этому поводу.

«Физика снова зашла в тупик, я предпочел бы стать комиков в кино или кем-нибудь в этом роде и не слышать ничего о физике». Вольфганг Паули

«Я как страус прячу голову в песок Относительности, чтоб не глядеть в лицо гадким квантам». Альберт Эйнштейн

«Если мы собираемся сохранить эти проклятые квантовые скачки, то я жалею, что вообще имел дело с квантовой теорией». Эрвин Шредингер

«Есть вещи настолько серьёзные, что о них можно говорить только шутя». Нильс Бор

Переход количества исследований в качество, отрицание предыдущих теорий с сохранением присущих им лучших идей, борьба противоположностей тезисов и антитезисов, в полном соответствии с диалектической триадой, – породили Синтез. И результат этого Синтеза – явление новых наук, аналогов которым в известной истории не наблюдается.

И возникает вопрос: каким образом мы придумываем приборы, которые моделируют реальность, которую мы до этого момента не видим, не понимаем и которую даже не можем описать.

Каким образом происходит этот самый Синтез внутри Человека, рождающий не просто новые подходы в познании мира, а подходы, аналогов которым у нас просто нет. И следует заметить, что речь не идёт об объекте исследования, речь идёт о субъекте, самом исследователе, который находясь в акте исследования, синтезирует внутри себя разные подходы познания, применяет их в изучении объекта, и отклик этого изучения уже вносит структуру и иерархичность Синтеза внутри Исследователя. Подтверждая его реальность.

Таким образом, возникает острая потребность в создании Науки о Человеке, которая призвана будет отвечать на эти непростые, философские, психологические, практические и прочие вопросы. И почему же это важно?

Сто лет назад материя представлялась нам как субстанция, состоящая из неделимых фундаментальных частиц, атомов. Потом произошёл «качественный» скачок нашего сознания, и материя начала уже состоять из более мелких частиц, адронов, лептонов и так далее. Относительно недавно стало понятно, что материя ещё более сложна, и состоит она из ещё более мелких частиц, кварков и частиц-переносчиков фундаментальных взаимодействий. Совсем недавно было найдено 5-е фундаментальное взаимодействие. Появились и изучены кварки не нашей реальности, появилась теория струн (теория бран), теория великого объединения, теория темной материи, антиматерии которые пока не доказаны научно, но которые пытаются объяснить необъяснимые пока явления, наблюдаемые учёными.

И вот… количество этих исследований опять переходит в качество, а именно в качественный переход Исследователя в новое состояние, неся новые смыслы и сути, неся принципиально новые открытия, аналогов которым мы ещё не знаем.

Без ложного романтизма, с уверенностью нужно сказать, что во время столь качественных перемен нам понадобятся не только новые подходы в изучении окружающего нас мира, но и самое главное – принципиально новые подходы в изучении Человека. Как Человека, Творящего Исследование. Или Человека-Творца.

«Для физики так же имеет силу изречение, что нет спасения без веры, по крайней мере, без веры в некоторую реальность. Только эта твердая вера и указывает путь творческому стремлению, только она даёт точку опоры продвигающейся ощупью фантазии и только она в состоянии всякий раз ободрить мысль, усталую от неудач, и снова воодушевить её». Макс Планк

Бабенко Алексей
Москва
2017

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий