Сб. Окт 16th, 2021

В настоящее время сложившаяся ситуация с Образованием точно отображает тенденции и динамику цивилизационного состояния Человечества. Развернулся общесистемный кризис конца этапа или эпохи развития Цивилизации, и переход в новые перспективы, новые возможности, новые методики, взгляды, масштабы и т.д. И все новые ракурсы и возможности разворачиваются в Цивилизации не потому, что «старые» не годны, и не потому, что их время «закончилось». Согласно системным законам, Старое разрушается, потому что приходит Новое. А не Новое приходит, потому что Старое разрушается. И весь вопрос о современном цивилизационном кризисе – что же такого нового пришло, что спровоцировало кризис во всех сферах жизнедеятельности Человека, а не только отдельно в экономике, экологии или образовании?

Не вдаваясь в долгое детальное исследование вопроса, развернём ответ главным тезисом – развитие общества, экономики, образования, культуры, науки и всех остальных сфер цивилизационного развития определяется тем, какого Человека эта цивилизация взращивает. В центровке или фокусе всех действий и стратегий развития, а также первопричиной исходящих миссий, целей, задач, проблем, путей и способов решения является парадигмальный Образ того Человека, который на данном этапе развития является эталонно-возможным и потенциально-достижимым. Проще говоря, какого Человека растит Цивилизация, такие методы и средства она формирует для этого. И Образование, с этой точки зрения, является таким же методом, притом, одним из самых важнейших. Сам термин Образование предполагает Ваяние, Созидание некого Образа Человека.

Институциональная система Образования должна постоянно вбирать в себя самое лучшее, передовое, новое из всех сфер цивилизационного развития, чтобы Человек образовывался на пике возможностей и перспектив. И с другой стороны, сама система образования должна быть сверхгибкой, чтобы быстро реагировать и встраивать в учебный процесс любые тенденции не только цивилизации, но и, в первую очередь, самого Человека. Если вышеперечисленные фукционалы системы Образования не дееспособны, цивилизация перестаёт выполнять свою главную задачу – развитие Человека, и это активирует целый комплекс законов и процессов по отстройке и корректировке цивилизационных структур и систем. Что сегодня мы и наблюдаем как кризис. Это первый ракурс проблемы.

Второй ракурс. Кризис в системе Образовании сформирован не её недееспособностью, а парадигмальным изменением самого Человека. Сам Образ Человека стал другим, таким, которого данная система Образования (внезапно от этого «устаревшая») развивать не может. Отсутствие гибкости (то, чему учат в школе и вузах, отстало от жизни на десятки лет), попытка подстроить Человека под Образование (а должно быть наоборот) и спровоцировало все те разрушительные тенденции и явления, которые мы наблюдаем.

Каким же должен быть Человек? И какая парадигма, и система Образования, должна соответственно простроиться для развития такого Человека?

Человек нового этапа развития Цивилизации. Кто он, какой, куда и как? Можно много и долго теоретически предполагать о Человеке новой эпохи (кстати, в многочисленных статьях по образованию этот вопрос практически не поднимается), но это будут рассуждения Человека старой эпохи в старой парадигме. А значит, они будут неверными.

Посмотрим на этот вопрос с других позиций. Рассмотрим условия, в которых человек сегодня живёт по факту, а также рассмотрим новые тренды и явления в образовании (в основном, в не государственном, т.е. не системном).

Во-первых, Человек сегодня живёт в эпоху, когда:

  • закончилась территориальная экспансия Человека по планете. Терры инкогнито нет, всё освоено, изучено, открыто и подсчитано. Мировой океан не в счёт, так как это не среда обитания Человека, а ресурс.
  • Как следствие, отсутствие идей для стремления к чему-то или куда-то. Это подтверждается стагнацией философских систем, не способных породить кардинально новые горизонты развития и Человека, и Цивилизации.
  • Деятельность Человека по отношению к планете достигла глобального уровня – Человек вырос до геологически активной силы воздействия на планетарные процессы.
  • В социально-культурно-политическом аспекте процесс глобализации связал в единое пространство взаимодействий практически все народы, нации, государства, социальные группы, сообщества до конкретного человека в частности.

По сути, сегодняшний Человек живёт на историческом этапе «Граница», когда всеми доступными средствами (и техническими, и гуманистическими) достигнуты пределы освоения той материальной физической основы, которая является не только ресурсной базой, но и основой мировоззренческой парадигмы (например, Человек Планеты). И вызов Человеку нового этапа развития состоит в постановке новых задач – перехода планетарных Границ, выхода в новую жизненную среду, в новые масштабы и явления иной мировоззренческой парадигмы (это уже задача для философов).

 

Так уж ли нам необходим переход в новую среду обитания (космическую)?

Рассмотрим результаты поведенческих экспериментов, проведенных в 60-70-х годах 20 века. Американский ученый-этолог, д-р Джон Колхаун совместно с Национальным институтом психического здоровья (NIMH) в г. Пулсвиль (штат Мэриленд, США) провёл в 1972 году эксперимент по созданию мышиного «рая», который назвал «Универсум-25» (этот эксперимент был 25-той попыткой построить рай). Для мышей были созданы идеальные условия: комфортная температура, еда и вода в изобилии, многочисленные гнёзда для самок, поддерживалась постоянная чистота и меры безопасности (исключалось появление хищников или возникновение массовых инфекций). Территориально построенный «рай» мог обеспечить комфортное существование 9600 особей. Однако за время эксперимента максимальная численность мышей не превысила 2200 особей.

Развития популяции, при всех организованных идеальных условиях, не получилось. Уже третье поколение самцов стало проявлять неадекватную агрессию (кровавые драки, во время которых множество мышей было загрызено победителями). В результате роста пассивности среди самцов в отношении защиты самок и потомства, самки, готовящиеся к рождению, стали проявлять агрессию как друг к другу, так и к своим детям. Часто самки убивали своих детенышей, перебирались в верхние гнёзда, и, отказываясь от размножения, становились агрессивными отшельниками.

Символом следующего поколения мышей стало появление новой категории мышей, получившей название «красивые». К ним относились самцы, демонстрирующие нехарактерное для вида поведение: отказ от участия в борьбе за самок и территорию, отсутствие желания спариваться, склонность к пассивному стилю жизни, нарциссизму и самолюбованию. «Красивые» избегали конфликтов и выполнения любых социальных функций: они только ели, пили, спали и очищали свою шкурку. Своё название «красивые» получили потому, что в отличие от большинства прочих самцов, на их теле не было следов жестоких битв, шрамов и выдранной шерсти. «Красивые» самцы, с отсутствием желания спариваться и размножаться, и самки-одиночки, отказывающиеся размножаться, постепенно становились большинством. Смертность молодняка составила 100%, количество беременностей стремительно сокращалось, и вскоре стало нулевым. Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм, девиантное и необъяснимо агрессивное поведение в условиях избытка жизненно необходимых ресурсов. Процветал каннибализм при одновременном изобилии пищи, самки отказывались воспитывать детенышей и убивали их. Экспериментаторы прилагали усилия, пытаясь спасти это поколение. Они переносили «красавцев» в другие клетки, к обычным, «не райским» самкам. Ничего не помогло, мыши вымерли.

По результатам эксперимента Джон Кэлхун создал теорию двух смертей. В условиях идеального мира, в безопасности, при изобилии еды и воды, отсутствии хищников, большинство особей демонстрируют только примитивные физиологические потребности (питание, сон, гигиенический уход за собой). Ухаживания за самкой, размножение и забота о потомстве, защита территории и детёнышей, участие в иерархических социальных процессах в группах – от выполнения этих социальных ролей мыши стали отказываться. Кэлхун называет подобный отказ от сложных поведенческих паттернов «первой смертью» или «смертью Духа». После наступления «первой смерти»  физическая смерть («вторая смерть» по терминологии Кэлхуна) является вопросом недолгого времени. Если значительная часть популяции становится подверженной «первой смерти», вся колония оказывается обречённой на вымирание даже в условиях «рая».

Говоря о причинах появления группы грызунов «красивые», доктор Кэлхун  провёл прямую аналогию с человеком, пояснив, что ключевая черта человека, его естественная судьба – это жить в условиях давления, напряжения и стресса. Мыши, отказавшиеся от борьбы и выбравшие лёгкость бытия, превратились в аутичных «красавцев», способных лишь на примитивные физиологические функции (еда, сон). От всего сложного и требующего напряжения «красавцы» отказались. Доктор Кэлхун проводит параллели со многими современными мужчинами, способными только к самым рутинным, повседневным действиям для поддержания физиологической жизни, но уже умершими духом. Это выражается в потере креативности, способности преодолевать кризисные ситуации, находиться под давлением. Отказ от принятия многочисленных вызовов, бегство от напряжения, от жизни полной борьбы и преодоления – это смерть духа, начало конца не только этих особей, но и всей популяции.

Конечно же, проведение прямых аналогий между сообществами мышей и людей не является корректным. Однако некоторые процессы в современном обществе потребления имеют удивительное сходство с описанными явлениями в экспериментах доктор Кэлхуна. Массовое принятие и распространение гомосексуализма, популяризация женского движения отказа от деторождения Сhild-Free, приоритет имиджа в отношениях («красивые»), самоубийства и вспышки агрессии при социальном и экономическом благополучии и т.д. Отсутствие смыслов и полей развития порождает отсутствие желания качественного развития. Такие системы, по законам развития сложных систем, обречены на деградацию и разрушение. Растущий при такой философии потребления внутренний голод ненасытного потребления возникает как следствие нереализованности человека, невозможности развернуться творчеством и созиданием вовне. Есть внутри человека пространство, которое может быть заполнено только творчеством, только Вызовом. И любое внешнее насыщение не заполнит это пространство. В этом основа проблемы современной философии потребления, и способ её решения – это обретение человеком внутреннего стержня, идей, смыслов, которые создают целенаправленность жизни, разворачивают поля внутренней и внешней экспансии, активируют творчество, и создают условия для внешней реализации и созидающей применимости в обществе. А следующим шагом в этой реализации будет освоение за-планетарного пространства. Планетарных границ мы уже достигли.

В подтверждение, хочется привести слова летчика-космонавта Кричевского С.В. д.ф.н., к.т.н., профессора РАГС при Президенте РФ. Поднимая тему освоения Человечеством новых пространств, перехода «Границы», Кричевский С.В. чётко обозначил задачи, относящиеся к образовательной деятельности:  «Чисто техническими методами мы в принципе не можем правильно выбирать и эффективно решать задачи освоения космоса, необходимы социальные, гуманитарные технологии, которые позволили бы космонавтике обрести второе дыхание на новом этапе её развития. Возможная трансформация человека земного в человека космического должна идти с реализацией приоритета гуманистических идеалов, эволюционным, а не радикально-технократическим путём».

Итак, вызов обозначен.

Исходя из этого, рассмотрим уже существующие тенденции в различных инновационных, экспериментальных, в основном негосударственных (не отягощенных ФГОСами и стереотипами) образовательных системах, народных (социально-самоорганизуемых) процессах (например, в социальных сетях) для выявления тех трендов, которые могут способствовать преодолению современных вызовов:

– Изначальное образование: всё более проявляющийся в различных образовательных процессах запрос на некую основность Человека, на выявление тех Начал и глубинных первопричин Человечности, которые и являются базой для построения гуманистического образования (не гуманитарного). Начала Человека являются универсальными для всех людей и выступают в роли базовых источников процессов и явлений формирования индивидуальных особенностей Человека без потери общности и цельности самоидентификации каждого из нас как Человека. Примерами Начал Человека могут быть:

  • Стремление к Новому;
  • Стремление переходить Границы;
  • Стремление к Экспансии (выявление сложенного внутреннего потенциала и развёртка его вовне творческими реализациями, максимальное распространение «Себя вовне»);
  • Стремление к Творению, Творчеству (тенденция любой процесс переводить в Творение, творческую реализацию);
  • Свобода Воли (право принимать любое управленческое решение, исходя из внутренних реализаций);
  • Право на Ошибку (право на неоптимальные решения в процессе поиска, генезиса, развёртки, пробы, реализации творческих способностей. Право на возврат, повтор, переосмысление и принятие новых решений. Право быть Совершенным на любом этапе своего развития).

– Гуманистическое Образование: направленность на взращивание, прежде всего, качеств Человека, а не профессионала-функционала. Появление Народных и Социальных университетов, ориентированных на обучение людей решать самые обычные, но самые сложные проблемы – как Жить, как строить свою жизнь, как управлять своей Жизнью. Разработка и реализация множества программ и курсов по прототипированию (построение прототипа жизненных явлений), проектированию и управлению процессами в жизни. Общая суть таких программ – научиться быть хозяином (управленцем) своей Жизни, Судьбы на уровне семьи, города и цивилизации в целом. В то время как официальные образовательные структуры начинают инновационно и «с помпой» переходить со второго на третий тип университетов (от гумбольдовских университетов к университетам старт-апов), народные университеты самоорганизованно уже формируют и реализуют четвертый тип университетов – цивилизационные. Главная суть четвертых университетов – каждый Человек это единица развития Цивилизации.

– Метапредметное Образование: направленность на построение образовательного процесса метакатегориями, базово определяющих мировоззренческую систему координат. То есть, введение и раскрытие в образовательной системе тех мировоззренческих явлений и категорий, которые помогут человеку выстроить свою мировоззренческую картину и философию жизни. И, исходя из этого, уже и простройка будущих образовательных траекторий. Пример метакатегорий: время, жизнь, пространство, мерности, законы развития, истина, материя, стихии и т.д. Задача метапредметного образования – снятие стереотипов и перевод в новую, более масштабную систему координат и явлений мироздания.

– Облачное Образование: тип образования, в первом приближении основанный на использовании удалённых информационных ресурсов. Однако главной особенностью облачного образования является нелинейная методика простройки учебного процесса, основанная на том, что учащийся сам определяет, чем и в какой глубине заниматься сегодня. Задача педагога – предоставить максимум ресурсов и возможностей для генерации учебного процесса, и сопровождение образовательного процесса. Сам образовательный процесс строится взаимодействием учащегося и педагога «здесь и сейчас», в спонтанности и неисповедимости этого процесса. Педагог помогает учащемуся не только в получении навыков, знаний и т.д., но и складывает вместе с ним цельность картины мира после каждого занятия, пересинтезируя весь объём знаний при внесении нового фрагмента.

– Иерархическое образование: тенденция, особенно среди поколения молодых предпринимателей и профессионалов (особенно семейных), получать не максимально качественное профессиональное образование, а конкретно-практическое, применимое не только в одном ракурсе, но и во всех сферах жизни. Тренд на поиск и обучение тому, что помогает отстраивать свою жизнь (в полноте и цельности), складывая разные сферы жизни в непротивоборствующие взаимодополняемые ракурсы развития себя как личности, индивидуальности. Стремление к приобщению к более высоким и масштабным процессам, запрос на определение себя в глобальной системе (единица цивилизационного развития). Эта тенденция выявляет запрос на системно-цельное образование (с категориями метапредметного образования), на который сегодняшняя система образования (узкопредметная, дискретная, теоретическая) не способна дать ответ. Это и порождает волну самоорганизационных образовательных проектов, парадигм, концепций, направлений, количество и массовость которых в ближайшие несколько лет сравнится с формальным образованием.

– Самоорганизационное образование: достаточно мощный и всё более охватывающий системы образования тренд на самостоятельный (без ожидания внешних руководящих решений, без оглядки на стереотипы, стандарты, запреты и указания) поиск, генерацию и реализацию новых подходов в различных образовательных явлениях. Сопровождается массовым объединением в творческие группы совершенно разных людей по критериям интереса и устремленности решить задачу. Отличается спонтанностью и неформальностью процессов объединения. Таким способом формируются Народные университеты, генерируются новые методики и формы образовательных процессов в педагогических коллективах (облачное образование), и среди обычных граждан (спонтанные группы в соцсетях, молодежные субкультуры и т.д.). На уровне отдельного Человека самоорганизационное образование проявляется в форме самообразования.

– Сопровождающее образование: тенденция, охватывающая всё больше сфер деятельности (не только образование), и выраженная в кураторстве, наставничестве, тьюторстве, сопровождении какого-то процесса Экспертом или Наставником (часто, довольно высокого профессионального статуса). Задача – прямая передача, наделение опыта «от Сердца к Сердцу», акцент не на количестве знаний, а на отстройку корректности их применения. Подобная тенденция позволяет достаточно быстро выявить и сложить перспективный кадровый потенциал, и ввести его в реальные управленческие процессы без необходимости годами «пробиваться» и «накапливать опыт».

 

Все рассмотренные виды образовательных явлений в образовательной сфере отображают небольшой фрагмент всего многообразия современных тенденций. Обобщая, можно подвести промежуточный итог тем тенденциям, которые развернулись в обществе и образовательной среде. Всей историей своей Человечество подошло к некоторым пределам, границе своего существования, переход через который сопровождается изменением самого Человека. Это связано не только с освоением физического пространства, но прежде всего, с освоением внутреннего пространства и явлений самого Человека, раскрытия в полноте и цельности самого понятия Человек. Задачи, которые перед Человеком ставит новый этап развития Человечества, потребуют от Человека новых качеств и свойств, компетенций и масштабов восприятия, способностей и реализаций. И это – задачи новой системы Образования.

Славинский Дмитрий

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий