«Мы – то, что мы носим». Так ли это? Проблема проявления личности в одежде и влияние одежды на человека – наверное, одна из самых интересных проблем, изучаемых психологией. Кроме реализации утилитарных и информационных функций, одежда удовлетворяет ряд высших потребностей человека (в самоутверждении, в самовыражении) и поэтому становится важным элементом в восприятии человека человеком и может служить средством диагностики личности.

История возникновения и развития одежды насчитывает несколько веков. Появление такого понятия как женская одежда, произошло не сразу, на первоначальном этапе одежда не различалась по половой принадлежности. Когда сформировалось ткачество и прядение, холсты стали окрашивать в различные цвета, тогда и стала зарождаться женская одежда. И конечно, одежда всегда являлась отражением специфики той или иной эпохи.

Древний Египет – одна из древнейших цивилизаций, которая имела свой политический строй, культурные ценности, религию и, конечно же, моду. Современные дизайнеры не перестают удивляться точному и изящному крою, оригинальной отделке нарядов египтян – всё продумано до мелочей, нет ничего лишнего, в то же время создаётся впечатление завершённого.

Одежда Древней Греции отличалась сдержанностью, строгостью и утонченностью – здесь нет места экстравагантности и эпатажу. Античные люди не могли выйти за пределы установленных правил: простой стиль, определённые размеры тканей, а также расцветки, символизирующие статус владельца. Человеческое тело считалось эталоном красоты и совершенства (гречанки умело скрывали свои недостатки при помощи драпировок ткани). Одежда отличалась высоким эстетическим уровнем, в ней соблюдались определенные пропорции и гармония линий.

В Средние века в эпоху Готики господствовали сложные линии, асимметрии, диспропорции, объёмы и цветовые контрасты. Здесь было заложено начало костюма «футляр», стягивающего тело человека с целью отхода от его естественной формы.

В 17 веке в Европе развивается стиль Барокко со своей чрезмерной роскошью, помпезностью, безмерностью и декоративностью. Одежда была усложнена и перегружена деталями.

В 18 веке приходит стиль Рококо, его черты – утонченность, изящество, причудливый орнамент. Мода аристократов – прически, грим, ароматы.

20 век положил конец издевательствам над человеческим телом – появились новые стили, отличающиеся простотой и функциональностью. Одежда стала комфортной и гигиеничной, появилась возможность создавать свой Образ.

Образ – одна из основных категорий психологии. Когда мы говорим об имидже как Образе, то в основном имеем в виду два аспекта образа: формирование представления о внутренних качествах через внешние и побудительная (мотивационная) сила Образа. Понятие имиджа включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально наработанные: оно связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества.

Таким образом, имидж включает в себя как минимум три составляющих: внешний облик, психологические свойства и социальные задатки как соответствие запросов времени и общества. Но представлены эти компоненты во внешних характеристиках человека: в его поведении, манере говорить, стиле одежды, оформлении интерьеров дома и офиса.

Проявляются ли черты характера человека в его одежде и манере одеваться? Человек не просто выбирает одежду, но и определяет стиль своего поведения. Одежда начинает влиять на него. Это взаимодействие очень интересно и неоднозначно. Смена одежды приводит к изменению манеры поведения, самоотношению.

В наше время, как это ни парадоксально, перед женщиной стоит задача – быть женственной. Как выглядеть женственно? Женственность противоположна мужественности, значит, чтобы выглядеть женственно, надо подчеркнуть то, что отличает нас от мужчин.

Например, чтобы выглядеть женственно, совсем не обязательно одеваться в романтическом стиле (с обилием оборок, бантиков и рюшей), достаточно просто избегать строгого стиля, свойственного мужчинам (брюки, пиджаки и жилеты мужского типа, отсутствие интересных деталей в одежде). Конечно, можно последовать примеру Коко Шанель и сыграть на контрасте между мужественностью одежды и женственностью женщины. Но достаточно ли вы женственны для этого?

Психология женской обуви, например, утверждает: «Скажи мне, какую обувь ты носишь, и я скажу тебе, кто ты». Обувь, которую носит женщина, связана с чертами её характера, а не только с тенденциями моды.

Например, в исследованиях психологов отмечено, что девушки, предпочитающие каблук выше 7 см, не любят, когда ими командуют, часто высокие каблуки – это единственная возможность стать «выше» своих подруг и коллег по работе. Элегантные классические шпильки носят самодостаточные женщины, они адекватно воспринимают себя и окружающих. Женщины, предпочитающие мужской стиль при выборе обуви, внешне спокойны и самодостаточны, но порой, даже не признаваясь самой себе, эта женщина ищет защиты и комфорта. Спокойные, дружелюбные женщины выбирают для себя обувь на низкой танкетке, хотя им не помешала бы дополнительная порция уверенности в себе.

Внутреннее отражается во внешнем и наоборот.

Радует то, что мы в состоянии преображаться, главное – задуматься над тем, что мы хотим передать окружающему миру нашим Образом.

Женственность – это скорее внутреннее качество. Выглядеть женственно так же важно, как и чувствовать себя настоящей женщиной. Женственность, в каком-то смысле, – ежедневный труд. Например, следить за массой тела, держать осанку, отслеживать свою мимику, жесты, интонации. Мало правильно подобрать одежду, обувь, макияж, всё это надо еще и уметь носить. Вселяет надежду то, что для Женщины нет ничего невозможного!

Светлана Головина
2016 г.

Print Friendly, PDF & Email

Leave a Reply